Кружок по развитию музыкального восприятия ребенка"Весёлый музыкант"

музыкальный руководитель Мекшун Алёна Павловна.
музыкальный руководитель
Мекшун Алёна Павловна

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается в группах раннего возраста. 

        Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где дошкольник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя.

             В это возрасте дошкольники могут уже на основе полученных знаний и впечатлений о музыке не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок этого возраста способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно для воспитания эстетического отношения к окружающему. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Программа занятий

 

Тема занятия

Программное содержание

 Музыкальный репертуар

Сентябрь

 

1. Звуки вокруг нас

1) Беседа о звуках окружающего мира.

2) Знакомство с понятиями: музыкальные и немузы­кальные звуки.

3) Слушание (восприятие) музыки

4) Озвучивание прослушанной музыки, используя  шлепки, хлопки, щелчки и т.п.)

Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на аудиокассету

Музыкально-ритмические игры

«Карело-финская полька»

2. Музыкальные инструменты веселого оркестра

1) Знакомство с шумовыми металлическими инструментами (бубенцы, колокольчики, треугольник)

2) Звуки высокие и низкие, долгие и короткие

3) Музыкально-ритмические упражнения (знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах)

4) Игра в оркестре.    

Показ инструментов, слушаем звучание

Музыкально-ритмические игры

Мелодии р.н.п.«Ах, вы сени», «Пойду ль¸выйду» и другие

«Карело – финская полька»

3. Музыкальные инструменты веселого оркестра

1) Знакомство с шумовыми деревянными инструментами (коробочка, трещотка, ложки, рубель и другие)

2) Звуки тихие и громкие

3) Музыкально-ритмические упражнения

4) Игра в оркестре.   

Показ инструментов, слушаем звучание

Музыкально-ритмические игры

Мелодии р.н.п.«Ах, вы сени», «Пойду ль¸выйду» и другие

«Карело – финская полька»

А. Жилинскис «Латышская полька»

4.Дружно мы играем

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

Октябрь

1.Осень в гости к нам пришла

1) Знакомство с музыкальными инструментами точной высоты (металлофон)

2) Музыкальная грамота (темп в музыке – быстро -медленно мы играем)

3) Музыкально-ритмические упражнения (индивидуально, небольшими подгруппами )

4) Игра в оркестре

5) Импровизация, творческие задания (прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов

 Показ инструмента, слушаем звучание

Музыкально-ритмические игры

Мелодии р.н.п. «Как у наших у ворот» , «Я на горку шла» и другие

Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Мышки (вышли мышки как-то раз…)

2. Осень в гости к нам пришла

1) Знакомство с музыкальными инструментами точной высоты (ксилофон)

2) Музыкальная грамота

(темп в музыке, быстро-медленно мы играем)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5) Импровизация, творческие задания (звукоподражание голосам животных и птиц

Показ инструмента, слушаем звучание

Музыкально-ритмические игры

Мелодии русских народных песен

Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»

П.И. Чайковский «Маленький марш»

Сорок грошей -игра скороговорка

Тутти-фрутти  рондо

3. Осенняя мозаика

  

1) Музыкальные инструменты нашего оркестра

2) Музыкальная грамота

(знакомство с длительностями нот (восьмые, четвертные)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5) Творческие задания  (прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов)

 Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию знакомые инструменты)

Ригина музыкально- ритмическая игра «Дождик»

Р. Шуман «Марш»

М. Глинка «Полька»

Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»

П.И. Чайковский «Маленький марш»

Рус. нар. прибаутка «Сорока»

4.Осенняя мозаика

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

Ноябрь

 

1. Оркестровое путешествие

 1) Знакомство со струнными инструментами симфонического оркестра (скрипка, альт)

2) Музыкальная  грамота – динамика.

Исполняем громко - тихо знакомые мелодии

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5) Творческие задания (повторить за педагогом)

 Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Мелодии русских народных песен

«Андрей-воробей»,

«Петушок»

Любые музыкальные произведения, исполняемые ранее

М. Андреева «Музыкальное эхо»

2. Оркестровое путешествие

 1) Знакомство со струнными инструментами симфонического оркестра (виолончель, контрабас)

2) Три кита в музыке (марш)

(слушаем)

3) Музыкально-ритмические упражнения  (играем маршевую музыку индивидуально, подгруппами)

4) Игра в оркестре

5) Импровизация «Дождик»,

 «Шум деревьев»

 Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

 И.Штраус «Радетский марш»

Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»  

Т. Тютюнникова «Счастливая песенка»  

3.Путешествие продолжается

 1) Струнные инструменты симфонического оркестра

2) Три кита в музыке (марш) (слушание)

3) Музыкально-ритмические упражнения  (играем маршевую музыку индивидуально, подгруппами)

4) Игра в оркестре

5)Творческие задания (сочинить песенку на заданный стих)

 Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке струнные инструменты )

Любые марши по выбору педагога

Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»  

муз. Г. Зингера Сл. А. Шибицкой 

«Кто шагает ряд за рядом!»

4. Закрепление

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

декабрь

 1.Снежная карусель

 1) Знакомство с духовыми инструментами симфонического оркестра (флейта, фагот, гобой)

2) Три кита в музыке (танец)

Слушаем вальс.

3) Музыкально-ритмические упражнения  (играем танцевальную музыку индивидуально, подгруппами)

4) Игра в оркестре

5) Импровизация «Снег идет»,

 «Метель», «Вьюга"

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Г.Свиридов «Вальс»

А.Петров  «Вальс»

Д.Шостакович «Вальс-шутка» (повторение)

Г.Свиридов «Вальс»

2. Снежная карусель

 1) Знакомство с медно -духовыми инструментами симфонического оркестра (труба, валторна)

2) Три кита в музыке (танец)

Слушаем польку.

3) Музыкально-ритмические упражнения  (играем танцевальную музыку индивидуально, подгруппами)

4) Игра в оркестре

5) Импровизация «Снег идет»,

 «Метель гудит»

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

М. Глинка «Детская полька»

«Озорная полька»

Г. Свиридов «Вальс»

М.Глинка «Детская полька»

3.Снежная карусель

1) Духовые инструменты симфонического оркестра

2) Три кита в музыке (песня)

3) Музыкально-ритмические упражнения (играем песенную музыку индивидуально, подгруппами)

4) Игра в оркестре

5) Импровизация «Снег идет»,

 «Метель гудит»

Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке знакомые духовые инструменты)

Поем песню по выбору детей

Озвучиваем выбранную песню

«Озорная полька»

М.Глинка «Полька» Д.Шостакович «Вальс-шутка»

4. Закрепление

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

январь

1.  Зимняя сказка

1) Знакомство с инструментами симфонического оркестра (ударная группа)

2) Три кита в музыке (песня, танец, марш)

3) Музыкально – ритмическая игра «Эхо» (дети повторяют ритмический рисунок, исполненный педагогом)

4) Игра в оркестре

5) Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию»

С. Майкопар  «Вальс »

П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»

сл. М. Долинова муз. Е. Тиличеевой  «Цирковые собачки»

мелодия р.н.п. «Кукушка»   

2. Зимняя сказка

1) Инструменты симфонического оркестра (ударная группа)

2) Три кита в музыке (песня, танец, марш)

3) Музыкально – ритмическая игра «Эхо» (дети повторяют ритмический рисунок, исполненный педагогом)

4) Игра в оркестре

5) Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке ударные инструменты)

Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию»

В.Моцарт «Менуэт»

Зима из цикла «Нужно с нотами дружить» Н. Френкель обр. В. Карасёвой.

 В. Селиванов «Шуточка»

Укр.нар.прибаутка «Лиса»

3. Зимняя карусель

1) Инструменты симфонического оркестра

2) Три кита в музыке (песня, танец, марш)

3) Музыкально – ритмическая игра «Эхо» (дети повторяют ритмический рисунок, исполненный педагогом)

4) Игра в оркестре

5) Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

 Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке ударные инструменты)

Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию»

А. Гречанинов «Вальс,

Зима из цикла «Нужно с нотами дружить» Н. Френкель обр. В. Карасёвой.

Чешская нар. мелодия «Аннушка»  

4. Закрепление

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

февраль

1. Музыкальная зима

 1) Инструменты симфонического оркестра

2Элементы музыкальной грамоты (пауза)

3) Музыкально – ритмические  упражнения (учимся  исполнять партию по дирижерскому жесту)

4) Игра в оркестре

5) Фантазируем.

 «Зимняя звуковая  фантазия»  

А.Вивальди  концерт «Времена года» (1 часть «Зима»)

Игра «Дирижер» 

 Мелодия р.н.п.  «Во саду ли…»

 «Василек»,

Л. Бетховен «Сурок»

С. Майкопар «Вальс»

2. Музыкальная зима

 1) Инструменты симфонического оркестра (слушаем музыку)

2) Элементы музыкальной грамоты

(динамические оттенки)

3) Музыкально – ритмические  упражнения (учимся  исполнять партию по дирижерскому жесту)

4) Игра в оркестре

5) Творческие задания Декламируем стихотворение Д. Хармса  «Веселый старичок». 

Музицирование .   

 П.И. Чайковский «Времена года» пьеса «Масленица»

Музыкально-дидактическая игра

«Громко-тихо мы играем»

Мелодия р.н.п.  «Во саду ли…»

 «Василек»,

Л. Бетховен «Сурок»

С. Майкопар «Вальс»

3. Сказочная зима

1) Инструменты симфонического оркестра

2)  Элементы музыкальной грамоты

(музыкальный звукоряд)

3) Музыкально – ритмические  упражнения (играем  по дирижерскому жесту)

4) Игра в оркестре

5) Фантазируем.

 «Зимняя звуковая фантазия»  

Музыкально-дидактическая игра «Слышу инструмент – показываю картинку» 

Игра на металлофонах

А. Филиппенко 2Полька»

А. Жилинскис «Латышская полька»

Л. Бетховен «Сурок»

С. Майкопар «Вальс»

4.Закрепление

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

март

1. Весна пришла

 1) Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов (домра, балалайка)

2) Элементарная музыкальная грамота (название нот, повторение и закрепление)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5) Импровизация на шумовых инструментах «Звуки весны»  

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Музыкально-дидактическая игра

Мелодии русских народных песен

«Светит месяц», «На горе-то калина»

2. Весна пришла

 1) Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов (домра-альт, балалайка бас,

балалайка – контрбас)

2) Элементарная музыкальная грамота (название нот, повторение и закрепление)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5) Импровизация на шумовых инструментах «Звуки весеннего леса».

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Песня – игра «Музыкальный звукоряд»

Мелодии русских народных песен

«Светит месяц», «На горе-то калина»

3. «Весенняя капель»

1) Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов (баян, гармоника, аккордеон)

2) Элементарная музыкальная грамота (играем звукоряд  на металлофонах и ксилофонах название нот, повторение и закрепление)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5)  Творческие задания Декламируем «Едем на лошадке» 

Музицирование .   

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Мелодии русских народных песен

«Гусачок», «Русский перепляс»

4.Закрепление

Закрепление пройденного

Весь накопленный музыкальный репертуар

апрель

1. Весенний калейдоскоп

1) Инструменты оркестра русских народных инструментов

2) Элементарная музыкальная грамота (закрепление пройденного)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5)  Творческие задания Декламируем «Едем на лошадке» 

Музицирование .   

 Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке ударные инструменты)

Музыкально- дидактические игры

Мелодии русских народных песен

«Гусачок», «Русский перепляс»

«Светит месяц»

2. Весенняя мозаика

 1) Инструменты оркестра русских народных инструментов

2) Элементарная музыкальная грамота (закрепление пройденного)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5)  Творческие задания Декламируем  стихотворение ,

музицируем  

Музыкально-дидактическая игра «Слышу инструмент – показываю картинку» 

Мелодии русских народных песен

«Гусачок», «Русский перепляс»

«Светит месяц»

3. Звените, колокольчики, звените!

Подготовка к концертному выступлению на фестивале талантов «Весенние колокольчики»

Музыкальный репертуар по выбору педагога

4. Звените, колокольчики, звените!

Подготовка к концертному выступлению на фестивале талантов «Весенние колокольчики»

Музыкальный репертуар  по выбору педагога

май

1. Этот день Победы

1) Музыкальные инструменты  времен ВОВ

2) Элементарная музыкальная грамота (закрепление пройденного)

3) Музыкально-ритмические упражнения 

4) Игра в оркестре

5) Творческие задания Декламируем  стихотворение ,

озвучиваем, музицируем  

Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов

Мелодии песен «Смуглянка»,

«В землянке»

Музыка военных лет по выбору педагога

Стихотворение по выбору педагога

2. Наш веселый оркестр

Подготовка к отчетному концерту  

 Музыкальный репертуар по выбору педагога

3. Наш веселый оркестр

Подготовка к отчетному концерту  

Музыкальный репертуар по выбору педагога

4. Наш веселый оркестр

Отчетный концерт с приглашением родителей и педагогов

 

Музыкальный репертуар по выбору педагога

Используемая литература

 Список используемой литературы

1.   Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы

для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма  «Издательство  АСТ», 1998 г.

2. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.

3.  Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки – М.: ТЦ Сфера «Гном и Д», 2000 г.

4.Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.

Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie