Кружок по развитию музыкального восприятия ребенка"Весёлый музыкант"
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается в группах раннего возраста.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где дошкольник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя.
В это возрасте дошкольники могут уже на основе полученных знаний и впечатлений о музыке не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок этого возраста способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно для воспитания эстетического отношения к окружающему. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
Программа занятий
Тема занятия |
Программное содержание |
Музыкальный репертуар |
Сентябрь
|
||
1. Звуки вокруг нас |
1) Беседа о звуках окружающего мира. 2) Знакомство с понятиями: музыкальные и немузыкальные звуки. 3) Слушание (восприятие) музыки 4) Озвучивание прослушанной музыки, используя шлепки, хлопки, щелчки и т.п.) |
Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на аудиокассету Музыкально-ритмические игры «Карело-финская полька» |
2. Музыкальные инструменты веселого оркестра |
1) Знакомство с шумовыми металлическими инструментами (бубенцы, колокольчики, треугольник) 2) Звуки высокие и низкие, долгие и короткие 3) Музыкально-ритмические упражнения (знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах) 4) Игра в оркестре. |
Показ инструментов, слушаем звучание Музыкально-ритмические игры Мелодии р.н.п.«Ах, вы сени», «Пойду ль¸выйду» и другие «Карело – финская полька» |
3. Музыкальные инструменты веселого оркестра |
1) Знакомство с шумовыми деревянными инструментами (коробочка, трещотка, ложки, рубель и другие) 2) Звуки тихие и громкие 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре. |
Показ инструментов, слушаем звучание Музыкально-ритмические игры Мелодии р.н.п.«Ах, вы сени», «Пойду ль¸выйду» и другие «Карело – финская полька» А. Жилинскис «Латышская полька» |
4.Дружно мы играем |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
Октябрь |
||
1.Осень в гости к нам пришла |
1) Знакомство с музыкальными инструментами точной высоты (металлофон) 2) Музыкальная грамота (темп в музыке – быстро -медленно мы играем) 3) Музыкально-ритмические упражнения (индивидуально, небольшими подгруппами ) 4) Игра в оркестре 5) Импровизация, творческие задания (прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов |
Показ инструмента, слушаем звучание Музыкально-ритмические игры Мелодии р.н.п. «Как у наших у ворот» , «Я на горку шла» и другие Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка» П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Мышки (вышли мышки как-то раз…) |
2. Осень в гости к нам пришла |
1) Знакомство с музыкальными инструментами точной высоты (ксилофон) 2) Музыкальная грамота (темп в музыке, быстро-медленно мы играем) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Импровизация, творческие задания (звукоподражание голосам животных и птиц |
Показ инструмента, слушаем звучание Музыкально-ритмические игры Мелодии русских народных песен Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка» П.И. Чайковский «Маленький марш» Сорок грошей -игра скороговорка Тутти-фрутти рондо |
3. Осенняя мозаика
|
1) Музыкальные инструменты нашего оркестра 2) Музыкальная грамота (знакомство с длительностями нот (восьмые, четвертные) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания (прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов) |
Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию знакомые инструменты) Ригина музыкально- ритмическая игра «Дождик» Р. Шуман «Марш» М. Глинка «Полька» Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка» П.И. Чайковский «Маленький марш» Рус. нар. прибаутка «Сорока» |
4.Осенняя мозаика |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
Ноябрь
|
||
1. Оркестровое путешествие |
1) Знакомство со струнными инструментами симфонического оркестра (скрипка, альт) 2) Музыкальная грамота – динамика. Исполняем громко - тихо знакомые мелодии 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания (повторить за педагогом) |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Мелодии русских народных песен «Андрей-воробей», «Петушок» Любые музыкальные произведения, исполняемые ранее М. Андреева «Музыкальное эхо» |
2. Оркестровое путешествие |
1) Знакомство со струнными инструментами симфонического оркестра (виолончель, контрабас) 2) Три кита в музыке (марш) (слушаем) 3) Музыкально-ритмические упражнения (играем маршевую музыку индивидуально, подгруппами) 4) Игра в оркестре 5) Импровизация «Дождик», «Шум деревьев» |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов И.Штраус «Радетский марш» Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Т. Тютюнникова «Счастливая песенка» |
3.Путешествие продолжается |
1) Струнные инструменты симфонического оркестра 2) Три кита в музыке (марш) (слушание) 3) Музыкально-ритмические упражнения (играем маршевую музыку индивидуально, подгруппами) 4) Игра в оркестре 5)Творческие задания (сочинить песенку на заданный стих) |
Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке струнные инструменты ) Любые марши по выбору педагога Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» муз. Г. Зингера Сл. А. Шибицкой «Кто шагает ряд за рядом!» |
4. Закрепление |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
декабрь |
||
1.Снежная карусель |
1) Знакомство с духовыми инструментами симфонического оркестра (флейта, фагот, гобой) 2) Три кита в музыке (танец) Слушаем вальс. 3) Музыкально-ритмические упражнения (играем танцевальную музыку индивидуально, подгруппами) 4) Игра в оркестре 5) Импровизация «Снег идет», «Метель», «Вьюга" |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Г.Свиридов «Вальс» А.Петров «Вальс» Д.Шостакович «Вальс-шутка» (повторение) Г.Свиридов «Вальс» |
2. Снежная карусель |
1) Знакомство с медно -духовыми инструментами симфонического оркестра (труба, валторна) 2) Три кита в музыке (танец) Слушаем польку. 3) Музыкально-ритмические упражнения (играем танцевальную музыку индивидуально, подгруппами) 4) Игра в оркестре 5) Импровизация «Снег идет», «Метель гудит» |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов М. Глинка «Детская полька» «Озорная полька» Г. Свиридов «Вальс» М.Глинка «Детская полька» |
3.Снежная карусель |
1) Духовые инструменты симфонического оркестра 2) Три кита в музыке (песня) 3) Музыкально-ритмические упражнения (играем песенную музыку индивидуально, подгруппами) 4) Игра в оркестре 5) Импровизация «Снег идет», «Метель гудит» |
Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке знакомые духовые инструменты) Поем песню по выбору детей Озвучиваем выбранную песню «Озорная полька» М.Глинка «Полька» Д.Шостакович «Вальс-шутка» |
4. Закрепление |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
январь |
||
1. Зимняя сказка |
1) Знакомство с инструментами симфонического оркестра (ударная группа) 2) Три кита в музыке (песня, танец, марш) 3) Музыкально – ритмическая игра «Эхо» (дети повторяют ритмический рисунок, исполненный педагогом) 4) Игра в оркестре 5) Импровизации на ударных (ритмических) инструментах |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию» С. Майкопар «Вальс » П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» сл. М. Долинова муз. Е. Тиличеевой «Цирковые собачки» мелодия р.н.п. «Кукушка» |
2. Зимняя сказка |
1) Инструменты симфонического оркестра (ударная группа) 2) Три кита в музыке (песня, танец, марш) 3) Музыкально – ритмическая игра «Эхо» (дети повторяют ритмический рисунок, исполненный педагогом) 4) Игра в оркестре 5) Импровизации на ударных (ритмических) инструментах |
Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке ударные инструменты) Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию» В.Моцарт «Менуэт» Зима из цикла «Нужно с нотами дружить» Н. Френкель обр. В. Карасёвой. В. Селиванов «Шуточка» Укр.нар.прибаутка «Лиса» |
3. Зимняя карусель |
1) Инструменты симфонического оркестра 2) Три кита в музыке (песня, танец, марш) 3) Музыкально – ритмическая игра «Эхо» (дети повторяют ритмический рисунок, исполненный педагогом) 4) Игра в оркестре 5) Импровизации на ударных (ритмических) инструментах |
Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке ударные инструменты) Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию» А. Гречанинов «Вальс, Зима из цикла «Нужно с нотами дружить» Н. Френкель обр. В. Карасёвой. Чешская нар. мелодия «Аннушка» |
4. Закрепление |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
февраль |
||
1. Музыкальная зима |
1) Инструменты симфонического оркестра 2) Элементы музыкальной грамоты (пауза) 3) Музыкально – ритмические упражнения (учимся исполнять партию по дирижерскому жесту) 4) Игра в оркестре 5) Фантазируем. «Зимняя звуковая фантазия» |
А.Вивальди концерт «Времена года» (1 часть «Зима») Игра «Дирижер» Мелодия р.н.п. «Во саду ли…» «Василек», Л. Бетховен «Сурок» С. Майкопар «Вальс» |
2. Музыкальная зима |
1) Инструменты симфонического оркестра (слушаем музыку) 2) Элементы музыкальной грамоты (динамические оттенки) 3) Музыкально – ритмические упражнения (учимся исполнять партию по дирижерскому жесту) 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания Декламируем стихотворение Д. Хармса «Веселый старичок». Музицирование . |
П.И. Чайковский «Времена года» пьеса «Масленица» Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо мы играем» Мелодия р.н.п. «Во саду ли…» «Василек», Л. Бетховен «Сурок» С. Майкопар «Вальс» |
3. Сказочная зима |
1) Инструменты симфонического оркестра 2) Элементы музыкальной грамоты (музыкальный звукоряд) 3) Музыкально – ритмические упражнения (играем по дирижерскому жесту) 4) Игра в оркестре 5) Фантазируем. «Зимняя звуковая фантазия» |
Музыкально-дидактическая игра «Слышу инструмент – показываю картинку» Игра на металлофонах А. Филиппенко 2Полька» А. Жилинскис «Латышская полька» Л. Бетховен «Сурок» С. Майкопар «Вальс» |
4.Закрепление |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
март |
||
1. Весна пришла |
1) Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов (домра, балалайка) 2) Элементарная музыкальная грамота (название нот, повторение и закрепление) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Импровизация на шумовых инструментах «Звуки весны» |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Музыкально-дидактическая игра Мелодии русских народных песен «Светит месяц», «На горе-то калина» |
2. Весна пришла |
1) Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов (домра-альт, балалайка бас, балалайка – контрбас) 2) Элементарная музыкальная грамота (название нот, повторение и закрепление) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Импровизация на шумовых инструментах «Звуки весеннего леса». |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Песня – игра «Музыкальный звукоряд» Мелодии русских народных песен «Светит месяц», «На горе-то калина» |
3. «Весенняя капель» |
1) Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов (баян, гармоника, аккордеон) 2) Элементарная музыкальная грамота (играем звукоряд на металлофонах и ксилофонах название нот, повторение и закрепление) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания Декламируем «Едем на лошадке» Музицирование . |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Мелодии русских народных песен «Гусачок», «Русский перепляс» |
4.Закрепление |
Закрепление пройденного |
Весь накопленный музыкальный репертуар |
апрель |
||
1. Весенний калейдоскоп |
1) Инструменты оркестра русских народных инструментов 2) Элементарная музыкальная грамота (закрепление пройденного) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания Декламируем «Едем на лошадке» Музицирование . |
Игра «Волшебный сундучок» (отгадываем по звучанию и картинке ударные инструменты) Музыкально- дидактические игры Мелодии русских народных песен «Гусачок», «Русский перепляс» «Светит месяц» |
2. Весенняя мозаика |
1) Инструменты оркестра русских народных инструментов 2) Элементарная музыкальная грамота (закрепление пройденного) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания Декламируем стихотворение , музицируем |
Музыкально-дидактическая игра «Слышу инструмент – показываю картинку» Мелодии русских народных песен «Гусачок», «Русский перепляс» «Светит месяц» |
3. Звените, колокольчики, звените! |
Подготовка к концертному выступлению на фестивале талантов «Весенние колокольчики» |
Музыкальный репертуар по выбору педагога |
4. Звените, колокольчики, звените! |
Подготовка к концертному выступлению на фестивале талантов «Весенние колокольчики» |
Музыкальный репертуар по выбору педагога |
май |
||
1. Этот день Победы |
1) Музыкальные инструменты времен ВОВ 2) Элементарная музыкальная грамота (закрепление пройденного) 3) Музыкально-ритмические упражнения 4) Игра в оркестре 5) Творческие задания Декламируем стихотворение , озвучиваем, музицируем |
Показ иллюстраций инструментов, слушание в записи звучания инструментов Мелодии песен «Смуглянка», «В землянке» Музыка военных лет по выбору педагога Стихотворение по выбору педагога |
2. Наш веселый оркестр |
Подготовка к отчетному концерту |
Музыкальный репертуар по выбору педагога |
3. Наш веселый оркестр |
Подготовка к отчетному концерту |
Музыкальный репертуар по выбору педагога |
4. Наш веселый оркестр |
Отчетный концерт с приглашением родителей и педагогов
|
Музыкальный репертуар по выбору педагога |
Используемая литература
Список используемой литературы
1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы
для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
2. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки – М.: ТЦ Сфера «Гном и Д», 2000 г.
4.Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»